Центральная детская библиотека им. А.С. Пушкина

Портфолио библиотекаря

Работа наша с вами – кропотливая, ежедневная, требующая значительных усилий. Но окружающим она не всегда видна. Настало время, когда мы с вами должны  рассказать о том, что же такое профессия библиотекаря, чем занимается библиотекарь в библиотеке. Кроме того, стоит рассказать, что библиотекарь  ещё и педагог дополнительного образования. Библиотекарь может преподавать курс «Библиотечно-библиографические знания как основа информационной культуры личности», МХК, этику, эстетику, краеведение, православие. 
   При помощи грамотно составленного портфолио мы можем рассказать о том, как сами видим и представляем свою профессию и место библиотеки, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки. 
      С другой стороны, портфолио – это способ организованного накопления своих разработок: образовательных программ, их методического обеспечения, сценариев различных мероприятий и т.д. Этот способ позволяет один раз свести воедино, систематизировать информацию, расположить её в определённой логической последовательности, дополнять по мере необходимости и выдавать по первому требованию. Например, когда администрация требует информацию о вас как о специалисте. 
     Ещё одна отличительная особенность портфолио в том, что вы сами выбираете тип, вид и структуру своего портфеля, сами решаете, какие документы и работы и в каком порядке включать в него. Это не догма, а рабочий инструмент. На любую страницу можно поместить дополнения, какие-то замечания, размышления и самоанализ. Это возможность создать индивидуальный портрет  библиотекаря, систематизировать, проанализировать и квалифицированно представить его профессиональные достижения. В сущности, это один из способов его самопрезентации как специалиста определённого уровня. 
    Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее, эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег, ростом авторитета библиотеки.

Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель  инвестиций, редакционный портфель. 
   Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени. 
Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем, чтобы делать выводы и шагать дальше. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками. 
 Задачи подготовки портфолио:

- освоить навыки самопрезентации,

-научиться оценивать результаты своей работы, отбирать наиболее значимое или несущее новые элементы,

- документировать проведенную работу, оформляя ее качественно и профессионально.

Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.

Практическая значимость портфолио:

·аттестация в будущем;

 

·лицензирование, аттестация, аккредитация ЦКД;

•систематизация деятельности библиотекаря;

•фактор, стимулирующий профессиональное развитие.

Типы портфолио:

 А. Портфолио простые: 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов. 

   Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов. 

 

   В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов. 
   ВИДЫ ПОРТФОЛИО:

 Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический. 
    Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т.е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале. 
Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия библиотекаря» или «Миссия библиотеки». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы. 
В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков. 
     Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, вы ведете занятия клуба для читателей, преподаете краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.

     Тематический портфолио может включать: 

·план (структуру, схему) занятий или разработки темы; 

· пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.; 

· обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких

результатов ожидаете; 

· программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий); 

· работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки); 

·самоанализ проведённой работы; 

· фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.); 

·отзывы коллег, учителей на посещённые ими занятия; 

·подведение итогов, определение перспектив. 

Какие именно материалы (все или самые лучшие), в каком порядке будут собираться в портфолио - решает сам библиотекарь. Наиболее ярко и полно представить свою работу можно при помощи следующих материалов:

- Документы.

- Резюме, подготовленное самим библиотекарем, с анализом своего профессионального опыта.

- Материалы о выставочной работе (фотоматериалы, макет, описание выставки, библиографический список).

- Сценарии лучших мероприятий, разработанные самостоятельно (В материале необходимо определить целевое и читательское назначение, определить форму мероприятия и ей соответствовать, составить библиографический список используемых источников, подготовить фотоматериалы).

- Отзывы методистов и коллег об открытых мероприятиях.

- Образцы созданных библиографических пособий, другой библиотечной продукции, например, буклет.

- Тексты выступлений на мероприятиях в рамках системы повышения квалификации.

- Копии публикаций в СМИ,

- Проекты, программы, конкурсные работы.

- Материалы, свидетельствующие о высокой оценке работы библиотекаря (отзывы пользователей и партнеров, копии дипломов, благодарностей и грамот и т.д.)

- Видеозаписи и подготовленные электронные документы (презентации, разработки и др.) отдельным приложением (при наличии)

Удобнее всего организовать портфолио в виде файловой папки, расположив каждый материал в отдельном файле. Работу облегчит перечень включенных материалов, датирование элементов портфолио. При возможности иметь компьютерный вариант лучше всего иметь и его, и печатный вариант.

Можно включить вначале портфолио раздел типа «Общие сведения о библиотекаре» и регулярно его обновлять:

- Фамилия, имя, отчество, дата рождения.

- Образование (наименование учебного заведения, дата окончания, полученная специальность), свидетельства о повышении квалификации и дополнительном образовании.

- Сведения о библиотечном стаже, о прохождении аттестации (с указанием дат).

- Копии документов, подтверждающих уровень квалификации и общественное признание (дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, удостоверения).

Резюме, подготовленное самим библиотекарем, поможет ему представить свое профессиональное развитие за определенный период. В нем можно отразить:

- Освоение новых приемов и методов работы,

- Освоение нового оборудования и новых компьютерных программ

- Разработку программ, методических материалов, сценариев,

- Проведение открытых мероприятий для специалистов,

- Посещения других библиотек с целью изучения опыта,

- Участие в проведении мероприятий в рамках системы повышения квалификации,

- Участие в проектной работе,

- Участие в конкурсах,

- Подготовку публикаций для СМИ и профессиональных изданий,

- Обучение на курсах повышения квалификации,

- Самообразование (темы, материалы, результаты).

Итак: Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки собственных достижений за определенный период времени. Этот способ позволяет свести воедино и систематизировать свои разработки, дополнять их по необходимости и выдавать по первому требованию. Портфолио наиболее полно и эффективно позволяет представить свой опыт работы.