Портфолио библиотекаря
Работа наша с вами – кропотливая, ежедневная, требующая значительных усилий. Но окружающим она не всегда видна. Настало время, когда мы с вами должны рассказать о том, что же такое профессия библиотекаря, чем занимается библиотекарь в библиотеке. Кроме того, стоит рассказать, что библиотекарь ещё и педагог дополнительного образования. Библиотекарь может преподавать курс «Библиотечно-библиографические знания как основа информационной культуры личности», МХК, этику, эстетику, краеведение, православие.
При помощи грамотно составленного портфолио мы можем рассказать о том, как сами видим и представляем свою профессию и место библиотеки, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки.
С другой стороны, портфолио – это способ организованного накопления своих разработок: образовательных программ, их методического обеспечения, сценариев различных мероприятий и т.д. Этот способ позволяет один раз свести воедино, систематизировать информацию, расположить её в определённой логической последовательности, дополнять по мере необходимости и выдавать по первому требованию. Например, когда администрация требует информацию о вас как о специалисте.
Ещё одна отличительная особенность портфолио в том, что вы сами выбираете тип, вид и структуру своего портфеля, сами решаете, какие документы и работы и в каком порядке включать в него. Это не догма, а рабочий инструмент. На любую страницу можно поместить дополнения, какие-то замечания, размышления и самоанализ. Это возможность создать индивидуальный портрет библиотекаря, систематизировать, проанализировать и квалифицированно представить его профессиональные достижения. В сущности, это один из способов его самопрезентации как специалиста определённого уровня.
Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее, эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег, ростом авторитета библиотеки.
Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.
Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем, чтобы делать выводы и шагать дальше. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.
Задачи подготовки портфолио:
- освоить навыки самопрезентации,
-научиться оценивать результаты своей работы, отбирать наиболее значимое или несущее новые элементы,
- документировать проведенную работу, оформляя ее качественно и профессионально.
Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.
Практическая значимость портфолио:
·аттестация в будущем;
·лицензирование, аттестация, аккредитация ЦКД;
•систематизация деятельности библиотекаря;
•фактор, стимулирующий профессиональное развитие.
Типы портфолио:
А. Портфолио простые: 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.
Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.
В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.
ВИДЫ ПОРТФОЛИО: